Министерство создало «интерактивную игру», которая объясняет его бюджетную политику и, по сути, доносит в сжатом виде идеологию Минфина. «Бюджетный пазл» и викторина «Мифы о государственных финансах» были представлены еще в сентябре на Московском финансовом форуме и пользовались там большой популярностью, утверждает ведомство. Теперь игра доступна для скачивания на сайте Минфина.
Среди «мифов», которые опровергает Минфин, есть такие тезисы, как «У государства и ЦБ всегда есть деньги», «Рост пенсий ведет к сокращению бедности», «В России высокие налоги» и так далее (см. врез). Всего пользователю предлагается ответить на десять вопросов, верно или нет то или иное утверждение. В «правильных» ответах Минфин объясняет, почему нельзя все время повышать пенсии, «инвестировать» нефтедоллары в экономику, просто печатать деньги и увеличивать госрасходы.
Через игру Минфин отвечает противникам бюджетной консолидации и тем, кто давно критиковал политику сбережения нефтегазовых доходов в резервных фондах, сторонникам включения печатного станка («целевой эмиссии») и лоббистам оборонного комплекса. К стимулированию экономического роста через «контролируемую эмиссию» призывали Борис Титов, Сергей Глазьев и другие участники Столыпинского клуба. А накопление резервов за счет высоких цен на нефть критиковал, например, министр экономического развития Алексей Улюкаев, который минувшим летом называл это «некачественным государственным управлением».
Один из «мифов», по версии Минфина, — то, что военные расходы стимулируют экономический рост. Ведомство объясняет, что это не так, траты на оборону непроизводительны: «в отличие от трактора создание танка не позволяет нарастить экономике выпуск в будущем». В 2016 году доля оборонных расходов в бюджете, как ожидается, достигнет почти четверти, но уже в следующем году Минфин предлагает сократить их на 27% в номинальном выражении; в 2017–2019 годах доля расходов на оборону не будет превышать 18%, согласно проекту трехлетнего бюджета. Хотя министр финансов Антон Силуанов 10 октября заверял, что «приоритет будет отдан и оборонным расходам, поскольку это геополитическая задача <...> несмотря на все ограничения финансовых ресурсов».
Минфин против «мифов»
1. У государства и Центробанка всегда есть деньги
Мнение Минфина: «В реальности у Центрального банка и у правительства есть только возможность мерами экономической политики перераспределять ресурсы от одних субъектов экономики к другим. Дефицит или «целевая эмиссия» (в реальности — скрытое субсидирование процентных ставок) — это перераспределение ресурсов от населения и частных компаний к бюджетополучателям за счет более высокой инфляции или более жестких условий кредитования (для компаний, не попавших в «специальные» программы)».
2. В России высокие налоги
Мнение Минфина: «Уровень налоговой нагрузки на экономику в России (34–35% ВВП) близок к среднему уровню по странам ОЭСР. Однако без учета нефтегазовых доходов в 2013 году он составил 23,4% к ВВП, что на 11 п.п. ниже среднего значения по ОЭСР. Конечно, в Мексике и Чили налоговая нагрузка еще ниже, чем в России, даже без учета нефтегазовых доходов, но, ратуя за снижение налоговой нагрузки, надо обязательно понимать, от каких расходов придется отказаться. Если вы знаете, не стесняйтесь: в Минфине России всегда рады предложениям по повышению эффективности расходов».
3. Рост пенсий ведет к сокращению бедности
Мнение Минфина: «Начиная с 2010 года размеры пенсии по старости не могут быть меньше прожиточного уровня пенсионера, то есть проблема именно «бедности» среди пенсионеров (по крайней мере, по старости) давно не актуальна. При этом, бесспорно, текущий уровень государственных пенсий не обеспечивает достойного уровня жизни пенсионеров, что подчеркивает необходимость развития накопительного элемента пенсионной системы и самостоятельного накопления активов будущим пенсионером».
4. Увеличение государственных расходов ускоряет рост, а их сокращение — замедляет
Мнение Минфина: «Положительное влияние на рост проявляется только при наличии в экономике незанятых конкурентоспособных ресурсов: высокой циклической безработицы и незагруженных эффективных производственных мощностей. В настоящее время уровень безработицы в России составляет примерно 5,5% от экономически активного населения, что близко к естественному уровню безработицы. В таких условиях дополнительные расходы будут увеличивать инфляцию и уровень процентных ставок в экономике, а не физический объем ВВП. <...> Мировая практика демонстрирует, что проведение бюджетной консолидации за счет сокращения расходов обычно оказывает положительное влияние на динамику ВВП».
5. У России низкий дефицит бюджета, и он не несет серьезных проблем
Мнение Минфина: «Первичный структурный дефицит сейчас высокий — по итогам 2016 года он составит около 3,5% ВВП, и это проблема. Наличие такого дефицита означает неустойчивую траекторию государственного долга и ускоренный рост процентных расходов в структуре бюджета. Последствия дефицита: вытеснение в структуре расходов экономики, либо других государственных расходов, либо частных расходов».
6. Военные расходы стимулируют экономический рост
Мнение Минфина: «Расходы на закупку вооружений точнее всего сравнивать с текущим потреблением, которое генерирует только разовый рост экономики на начальном этапе, когда производственные мощности не полностью загружены. Но в дальнейшем они не способствуют росту, так как не повышают производительность труда в экономике и не способствуют увеличению производственных возможностей в будущем. А в отличие от трактора создание танка не позволяет нарастить экономике выпуск в будущем».
7. Сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде невыгодно государству, так как обеспечивает очень низкую доходность
Мнение Минфина: «Сбережение избыточных нефтегазовых доходов в иностранных активах дает двойной положительный эффект: первое — создает необходимую подушку безопасности для использования в периоды низких цен на нефть и второе — делает условия развития экономики стабильными. Действительно, как показала практика, сильное увеличение объемов расходования нефтегазовых доходов внутри экономики всего лишь привело к перераспределению активности в неторгуемые сектора, в то время как сектора, работающие на экспорт или конкурирующие с импортом, стагнировали. <...> С точки зрения доходности правительство покупает иностранные активы в Резервный фонд при дорогой нефти — значит, дешево, а продает при дешевой — и значит, дорого. Если смотреть на фактическую доходность ресурсов, то за время «нефтяного цикла» она составила порядка 4% сверх инфляции — это очень выгодное вложение средств».
8. Налоговая система России не стимулирует инвестиции
Мнение Минфина: «Законодательство о налогах и сборах только на федеральном уровне содержит почти 90 норм, стимулирующих инвестиции, на общую сумму 2% ВВП. Это примерно столько, сколько наша страна тратит на начальное и среднее образование. Самые значительные налоговые стимулы для инвестиций — это механизмы амортизационной премии и ускоренной амортизации. При этом сам перечень льгот крайне разнообразен: от пониженных тарифов страховых взносов для IT-организаций до уменьшения ставки налога на добычу полезных ископаемых для месторождений с высокой степенью выработанности запасов. Наверное, можно придумать что-то еще, но тогда придется сокращать расходы. Если знаете как — в Минфине всегда рады вашим предложениям».
9. Федеральный центр забирает себе все доходы, не оставляя регионам ничего
Мнение Минфина: «На самом деле федеральный бюджет передает значительные ресурсы регионам и Пенсионному фонду. За вычетом этих передаваемых средств доходы между федеральным центром и регионами делятся практически поровну».
10. Межбюджетные трансферты устроены так, что дестимулируют регионы зарабатывать
Мнение Минфина: «Если «доброжелатели» в регионах советуют несильно стараться в развитии экономики, ссылаясь на то, что федеральный центр немедленно урежет дотации, если увидит рост собственных доходов, не нужно их слушать — нужно всеми силами привлекать инвестиции и развивать экономику региона — «делай что должно, и будь что будет».
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться