Точка зрения

ЛДПР: Обещания на рассвете

ЛДПР: Обещания  на рассвете
Партия ЛДПР активно готовится к выборам. Партийные списки еще не определены — ясно только, что первым номером в федеральном списке пойдет бессменный вождь либерал-демократов Владимир Вольфович Жириновский. Предвыборная стратегия вместе со списками будет определена на съезде партии в сентябре. Летом же была презентована предвыборная платформа — главный партийный документ, который обновил некоторые старые положения программы ЛДПР. Собственно, риторика мало поменялась со времен сокрушительной победы партии на выборах 1993 года, когда лидеры «Выбора России», тогдашней партии власти, пили шампанское в прямом эфире, а когда увидели результаты, сообщили России, что она сошла с ума.

Тот успех, впрочем, повторить не удалось уже никогда. Однако платформа партии всегда пишется с расчетом на полную и окончательную победу, а потому не может не быть противоречивой и не использовать взаимоисключающие параграфы.

Что же готовит нам ЛДПР? Каким либерал-демократы видят будущее страны, которой, как мы все понимаем, нужны перемены.

Несбыточное

ЛДПР в своей платформе требует конституционной реформы. Вместо нынешнего двухпалатного парламента с невнятным Советом Федерации (необходимым в качестве резервного предохранителя, способного заблокировать слишком радикальный и ненужный действующей власти закон, но в этом качестве практически не используемого) ЛДПР предлагает ввести однопалатный парламент. И действительно, раз уж американская система сдержек и противовесов, а также непрерывности власти (Сенат США обновляется каждые два года на треть, и две трети сенаторов работает и в выборный год, не торопясь на пенсию) у нас все равно не работает, так и долой ее. При этом ЛДПР требует понизить проходной барьер для партий и отменить одномандатные выборы, чтобы таким образом разрушить монополию правящей партии и снова сделать Думу местом для дискуссий. Эта мотивация понятна. Когда ЛДПР победила на выборах по партийным спискам в 1993 году, победа была у партии фактически украдена — с одномандатниками, победившими не без помощи административного ресурса, большинство голосов все равно оказалось у партии власти. Понятно, что такая реформа невозможна без конституционного большинства. Но при этом проект политической платформы предлагает законодательно ограничить количество депутатов от одной фракции в парламенте — не более 40%. Партии власти России не нужны, а нужны коалиции.

В принципе, такое может работать. В Европе есть страны с несколькими довольно крупными партиями, которые могут достичь власти только при помощи предвыборных блоков, например Германия. Иногда либералы блокируются с консерваторами, иногда — с умеренными социалистами, и страна остается управляемой. Другой вариант отсутствия сильного большинства — Украина, где парламент служит местом скорее для драк, чем для дискуссий. В обоих случаях, правда, это все результат естественных процессов, не ограниченный законодательно. С другой стороны, если политическая культура демократии за 20 лет так и не сложилась, почему бы ее не ввести?

Другой проект ЛДПР (очень старый, он содержался практически во всех заявлениях партиии с начала 90-х) — отмена федерализма. Он у нас, как известно, довольно кособокий: есть области, есть республики, в областях — губернаторы, в республиках — президенты. Все субъекты федерации равны, но некоторые равнее других. Жириновский хочет отменить национальные субъекты федераций, сделать так, чтобы автономных республик не было, а были бы только губернии. Как добиться этого в нашей политической системе, и вовсе непонятно.

Для чего все это?

Это, впрочем, все средства. Цель партии — создание сильного, неделимого и богатого русского государства. ЛДПР разыгрывает националистическую карту, как никогда актуальную в этом политическом сезоне, и довольно много говорит о роли русских в России. Для ЛДПР они — строительный материал, главный капитал государства. Желательно, чтобы их было много; нужно создать условия для того, чтобы они размножались. Они должны быть хорошо образованы — поэтому нужно остановить коммерциализацию образования и сделать его качественным и доступным, здоровы — поэтому нужно улучшать здравоохранение. У них должно быть где жить — поэтому нужно реализовать грандиозную программу строительства. Рабочие места тоже необходимы, поэтому нужна новая индустриализация, причем прежде всего государственная. Кроме того, русское государство обязано быть действительно независимым и суверенным, а значит, нужно усиливать армию и военно-промышленный комплекс.

Где деньги?

Все это, разумеется, стоит очень много денег. Собственно, этим и отличается большое государство — оно требует больших расходов. Если учесть, что ЛДПР клянется защищать интересы мелкого бизнеса, деньги оно может взять только в одном месте — у сверхбогатых россиян. Это к тому же удобно. Лозунг ЛДПР времен прошлой избирательной кампании «Мы за бедных, мы за русских» актуальности не потерял. По сведениям экспертов партии, около 40% россиян живет за чертой бедности или где-то рядом, при этом долларовых миллиардеров как-то многовато. Обложить сверхдоходы сверхналогами, отнять, поделить, и тогда на всех точно хватит.

Также существует вечная проблема слишком большого госаппарата. Жириновский каким-то образом считает, что государство, его полномочия, права и обязанности можно очень сильно увеличить, а госаппарат при этом сократить. Так вот если отнять, поделить, запретить вывоз капитала и сократить госаппарат, то деловой климат улучшится, собираемость налогов вырастет и все, включая государство, будут богаты и довольны. Да и электорату такой подход льстит.

Зачем все это?

Главное же — эти обещания нравятся электорату. Поклонников у ЛДПР довольно много, но большинства партия не собрала бы, скорее всего, даже при отсутствии у нее противников политического ресурса.

В нынешней же ситуации, когда партии ставят палки в колеса и в центре, и в регионах, ЛДПР получит несколько десятков мест в парламенте, и дальше начнется самое интересное.

Скорее всего, Владимир Вольфович будет снова критиковать партию власти и руководство Российской Федерации. Он будет читать речи о катастрофическом состоянии России, о демографическом кризисе, отсутствии равноправия, шокирующей бедности почти половины россиян, ужасном деловом климате, коррупции и других язвах российской жизни. Голосовать при этом он будет в соответствии с генеральной линией.

Собственно, это главная претензия к ЛДПР со стороны разных политических аналитиков. По всем принципиальным для власти вопросам ЛДПР при голосовании присоединяется к партии власти. Есть даже мнение, что ЛДПР для этого и существует. У партии на это есть ответ. Во-первых, Жириновский, если его об этом спросить напрямую, всегда вспомнит целый ряд важных вопросов, по которым его партия голосовала против «Единой России». Во-вторых, по его словам, «Единая Россия» сначала проваливает законопроекты ЛДПР, а потом проводит почти точно такие же, с незначительными изменениями. Так было, например, с материнским капиталом. Собственно, одна из целей составления этого документа, «проекта политической платформы», как раз и заключается в том, чтобы застолбить, так сказать, копирайт, чтобы всегда потом можно было сослаться: вот, партия власти сделала то и это, а мы это еще тогда предлагали. Собственно, обвинять «Единую Россию» в отсутствии креатива — самая простая и логичная идея, без которой в российской оппозиционной политике делать просто нечего.

Кроме того, этот аргумент совершенно не противоречит стандартной критике ЛДПР. Спокойно можно подозревать, что Жириновский и его команда, люди информированные и совсем неглупые, заранее знают, что нас ждет дальнейшее укрепление государства, перераспределение полномочий и национал-социалис-
тическая риторика — в конце концов, большинство россиян мечтает, судя по всему, именно об этом.
 
И Жириновский предвосхищает этот тренд просто потому, что он самый актуальный и самый модный человек  в нашей политике. А еще он очень удобен для того, чтобы тестировать аудиторию; его избиратели, то есть все мы, — практически идеальная фокус-группа.

Автор: Семен Кваша
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране