ЛДПР: Обещания на рассвете
Тот успех, впрочем, повторить не удалось уже никогда. Однако платформа партии всегда пишется с расчетом на полную и окончательную победу, а потому не может не быть противоречивой и не использовать взаимоисключающие параграфы.
Что же готовит нам ЛДПР? Каким либерал-демократы видят будущее страны, которой, как мы все понимаем, нужны перемены.
Несбыточное
ЛДПР в своей платформе требует конституционной реформы. Вместо нынешнего двухпалатного парламента с невнятным Советом Федерации (необходимым в качестве резервного предохранителя, способного заблокировать слишком радикальный и ненужный действующей власти закон, но в этом качестве практически не используемого) ЛДПР предлагает ввести однопалатный парламент. И действительно, раз уж американская система сдержек и противовесов, а также непрерывности власти (Сенат США обновляется каждые два года на треть, и две трети сенаторов работает и в выборный год, не торопясь на пенсию) у нас все равно не работает, так и долой ее. При этом ЛДПР требует понизить проходной барьер для партий и отменить одномандатные выборы, чтобы таким образом разрушить монополию правящей партии и снова сделать Думу местом для дискуссий. Эта мотивация понятна. Когда ЛДПР победила на выборах по партийным спискам в 1993 году, победа была у партии фактически украдена — с одномандатниками, победившими не без помощи административного ресурса, большинство голосов все равно оказалось у партии власти. Понятно, что такая реформа невозможна без конституционного большинства. Но при этом проект политической платформы предлагает законодательно ограничить количество депутатов от одной фракции в парламенте — не более 40%. Партии власти России не нужны, а нужны коалиции.
В принципе, такое может работать. В Европе есть страны с несколькими довольно крупными партиями, которые могут достичь власти только при помощи предвыборных блоков, например Германия. Иногда либералы блокируются с консерваторами, иногда — с умеренными социалистами, и страна остается управляемой. Другой вариант отсутствия сильного большинства — Украина, где парламент служит местом скорее для драк, чем для дискуссий. В обоих случаях, правда, это все результат естественных процессов, не ограниченный законодательно. С другой стороны, если политическая культура демократии за 20 лет так и не сложилась, почему бы ее не ввести?
Другой проект ЛДПР (очень старый, он содержался практически во всех заявлениях партиии с начала 90-х) — отмена федерализма. Он у нас, как известно, довольно кособокий: есть области, есть республики, в областях — губернаторы, в республиках — президенты. Все субъекты федерации равны, но некоторые равнее других. Жириновский хочет отменить национальные субъекты федераций, сделать так, чтобы автономных республик не было, а были бы только губернии. Как добиться этого в нашей политической системе, и вовсе непонятно.
Для чего все это?
Это, впрочем, все средства. Цель партии — создание сильного, неделимого и богатого русского государства. ЛДПР разыгрывает националистическую карту, как никогда актуальную в этом политическом сезоне, и довольно много говорит о роли русских в России. Для ЛДПР они — строительный материал, главный капитал государства. Желательно, чтобы их было много; нужно создать условия для того, чтобы они размножались. Они должны быть хорошо образованы — поэтому нужно остановить коммерциализацию образования и сделать его качественным и доступным, здоровы — поэтому нужно улучшать здравоохранение. У них должно быть где жить — поэтому нужно реализовать грандиозную программу строительства. Рабочие места тоже необходимы, поэтому нужна новая индустриализация, причем прежде всего государственная. Кроме того, русское государство обязано быть действительно независимым и суверенным, а значит, нужно усиливать армию и военно-промышленный комплекс.
Где деньги?
Все это, разумеется, стоит очень много денег. Собственно, этим и отличается большое государство — оно требует больших расходов. Если учесть, что ЛДПР клянется защищать интересы мелкого бизнеса, деньги оно может взять только в одном месте — у сверхбогатых россиян. Это к тому же удобно. Лозунг ЛДПР времен прошлой избирательной кампании «Мы за бедных, мы за русских» актуальности не потерял. По сведениям экспертов партии, около 40% россиян живет за чертой бедности или где-то рядом, при этом долларовых миллиардеров как-то многовато. Обложить сверхдоходы сверхналогами, отнять, поделить, и тогда на всех точно хватит.
Также существует вечная проблема слишком большого госаппарата. Жириновский каким-то образом считает, что государство, его полномочия, права и обязанности можно очень сильно увеличить, а госаппарат при этом сократить. Так вот если отнять, поделить, запретить вывоз капитала и сократить госаппарат, то деловой климат улучшится, собираемость налогов вырастет и все, включая государство, будут богаты и довольны. Да и электорату такой подход льстит.
Зачем все это?
Главное же — эти обещания нравятся электорату. Поклонников у ЛДПР довольно много, но большинства партия не собрала бы, скорее всего, даже при отсутствии у нее противников политического ресурса.
В нынешней же ситуации, когда партии ставят палки в колеса и в центре, и в регионах, ЛДПР получит несколько десятков мест в парламенте, и дальше начнется самое интересное.
Скорее всего, Владимир Вольфович будет снова критиковать партию власти и руководство Российской Федерации. Он будет читать речи о катастрофическом состоянии России, о демографическом кризисе, отсутствии равноправия, шокирующей бедности почти половины россиян, ужасном деловом климате, коррупции и других язвах российской жизни. Голосовать при этом он будет в соответствии с генеральной линией.
Собственно, это главная претензия к ЛДПР со стороны разных политических аналитиков. По всем принципиальным для власти вопросам ЛДПР при голосовании присоединяется к партии власти. Есть даже мнение, что ЛДПР для этого и существует. У партии на это есть ответ. Во-первых, Жириновский, если его об этом спросить напрямую, всегда вспомнит целый ряд важных вопросов, по которым его партия голосовала против «Единой России». Во-вторых, по его словам, «Единая Россия» сначала проваливает законопроекты ЛДПР, а потом проводит почти точно такие же, с незначительными изменениями. Так было, например, с материнским капиталом. Собственно, одна из целей составления этого документа, «проекта политической платформы», как раз и заключается в том, чтобы застолбить, так сказать, копирайт, чтобы всегда потом можно было сослаться: вот, партия власти сделала то и это, а мы это еще тогда предлагали. Собственно, обвинять «Единую Россию» в отсутствии креатива — самая простая и логичная идея, без которой в российской оппозиционной политике делать просто нечего.
Кроме того, этот аргумент совершенно не противоречит стандартной критике ЛДПР. Спокойно можно подозревать, что Жириновский и его команда, люди информированные и совсем неглупые, заранее знают, что нас ждет дальнейшее укрепление государства, перераспределение полномочий и национал-социалис-
тическая риторика — в конце концов, большинство россиян мечтает, судя по всему, именно об этом.
И Жириновский предвосхищает этот тренд просто потому, что он самый актуальный и самый модный человек в нашей политике. А еще он очень удобен для того, чтобы тестировать аудиторию; его избиратели, то есть все мы, — практически идеальная фокус-группа.
Автор: Семен Кваша
Поделиться ссылкой:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться