Точка зрения

Ходорковский: выйти из «мышеловки»

Ходорковский: выйти из «мышеловки»
Отношение к «опальному олигарху» Михаилу Ходорковскому — неоднозначно. Кто-то считает его жертвой судебного произвола и даже больше — узником совести, кто-то согласен с Владимиром Путиным, что «вор должен сидеть в тюрьме».

Экс-глава ЮКОСа — настолько обсуждаемый персонаж, что остается только сожалеть, что не было прямой ТВ-трансляции из Хамовнического суда по второму делу Ходорковского, — пересказ процесса на сайте khodorkovsky.ru хоть и занятное чтиво, но формат реалити-шоу все-таки интереснее. Это же наглядный материал по истории России периода «дикого капитализма» — нынешней молодежи трудно понять неповторимые 90-е, а старшее поколение могло уже и забыть.

Появление капитализма в России стало возможным благодаря определенным послаблениям в законодательстве, в частности в налоговом. Основным видом «производства» стало «выращивание» денег любыми способами и средствами. К этому была создана запутанная, непрозрачная система собственности и управления этой собственностью и использовалась селективная юстиция, делавшая «хозяев жизни» неприкосновенными. При этом утверждалось, что все это вызвано жизненно важной необходимостью и в конечном счете осуществляется в интересах всего общества.

Некоторым «особо избранным» повезло больше других: они были допущены к участию в залоговых аукционах и приобрели практически за бесценок куски государственной собственности, на базе которых и были построены все олигархические империи. Сделка эта имела политический характер,обеспечив второй срок пребывания у власти Б. Ельцина, и имела ограниченную легитимность. Фактически это был «подарок» со стороны государства. Таким образом, изначально право собственности на приобретенное с помощью залоговых аукционов государственное имущество носило сомнительный характер. Ситуация остается неизменной до настоящего времени: результаты приватизации не легализованы. Тех, кто польстился на «бесплатный сыр», выставленный на залоговых аукционах, Кремль до сих пор держит на «коротком поводке».

Деятельность экс-главы ЮКОСа почти до конца 90-х ничем особо не отличалась на фоне остальных. Получив свой кусок «бесплатного сыра», к 2003 году Михаил Ходорковский становится номером один среди олигархов, а компания ЮКОС выходит на первое место в России по нефтедобыче и нефтепереработке. Это было достигнуто не только за счет эффективного корпоративного управления, но и беспрецедентного по своим масштабам использования методов налоговой оптимизации и прочих экономических «допущений», и сопровождалось мощной законодательной и пропагандистской защитой деятельности компании и ее главы.

После смены власти в нашей стране на самом высоком уровне органы прокуратуры получили указание заняться расследованием всех допущенных нарушений, что вынуждало бизнес принимать более цивилизованные формы. Эпоха «дикого капитализма» закончилась. Выжили те, кто захотел и смог приспособиться к новым обстоятельствам. И теперь мы имеем счастье жить в городе, занимающем первое место в мире по числу миллиардеров.

Существует мнение, что следы многих серьезных преступлений тянулись к ЮКОСу. Но не последнюю роль в плане столь пристального внимания к детищу Михаила Ходорковского сыграла его сознательная и вызывающая распиаренность. Создатель империи под названием «ЮКОС» обнародовал впечатляющие результаты своей деятельности, при этом в бизнес-кругах он считался признанным рекордсменом в сфере «налоговой оптимизации»: армия юристов ЮКОСа специально разрабатывала различные схемы, чтобы получать максимальную прибыль и избегать при этом ответственности. Вдобавок к этому Ходорковский не скрывал заинтересованности в политическом развитии своей карьеры.

Однако все равно остается загадкой, как Михаил Ходорковский с его репутацией бизнесмена номер один России, чей талант, по мнению его приверженцев, должен был найти более широкое применение — на государственном поприще, мог попасть в жернова судебного разбирательства и в результате лишиться своей империи. Ведь до своего ареста в 2003 году он успешно решал возникавшие проблемы с налоговым законодательством, не доводя дело до суда. И он мог избежать ареста, уехав за границу. Но Ходорковский этого не сделал, и «мышеловка» захлопнулась…

Так что же произошло? Не смог противостоять Кремлю или… И вообще, зачем нужно быть противостоять? Может, лучше было остаться бизнесменом, «переформатировать» свою успешную компанию по западным стандартам, о чем он так пафосно рассуждал, и помочь тем самым России выбраться из «дикого капитализма»? Этого не произошло, Ходорковский продолжал «преодолевать» вызовы нового времени, считая их политическим давлением со стороны Кремля. Но если причиной своего ареста он считает личный конфликт с Путиным, то почему было не задуматься о своей ответственности как главы компании по отношению к инвесторам, акционерам и просто наемным работникам?

В интервью, опубликованном в Газете.Ru в 2010 году, Михаил Ходорковский так объяснил потерю своей компании, которой он, безусловно, имел все основания гордиться: «…Сохранить все не хватило мудрости. Когда пришлось выбирать — выбрал честь». Интересно, что понимает под «честью» человек, показавший по большому счету такую безответственность в бизнесе? А ссылаться на то, что «все так делали» и «почему других не сажают», — это, право, несолидно.

Итог первого дела — потеря компании, проданной «с молотка» в счет уплаты недоимок по налогам, и срок тюремного заключения. Проведя дальнейшее расследование деятельности экс-главы ЮКОСа, прокуратура представила конкретные схемы движения «похищенной» нефти и легализованных денег. Хамовнический суд не убедила аргументация стороны защиты, считающей, что обвинение Ходорковского построено на умышленной «криминализации» прокуратурой обычной хозяйственной деятельности любой аналогичной компании, и был вынесен обвинительный приговор.

Еще не вступивший в силу второй обвинительный приговор вызвал волну бурных дискуссий, которые неизменно выводят за рамки конкретного дела к обсуждению вопросов демократии в нашей стране и «качества» ее судебной системы. При этом как-то забывается, что деятельность Ходорковского с самого начала была основана на шатком правовом фундаменте. Интересно, что вплоть до ареста Ходорковского в 2003 году западные лидеры и СМИ тоже требовали соблюдения закона, но в смысле «обуздания» российских олигархов, в том числе и главы ЮКОСа. А после ареста Ходорковский вдруг превратился в символ цивилизованности и демократичности. После окончания Хамовнического процесса руководители ряда стран и общественных организаций даже призвали вмешаться в это дело президента РФ. Дмитрий Медведев ответил, что неприемлемо этого требовать от главы государства. На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 февраля 2011 года президент России предложил подготовить правовое экспертное заключение по ряду резонансных дел, в том числе по делу Ходорковского, которое будет составлять рабочая группа совета. Первые результаты ее работы станут известны после вступления приговора в силу.

Прокуратура не скрывает, что расследование продолжается: в розыске находятся 18 «коллег» Ходорковского и Лебедева. И если будут вскрыты новые факты преступлений, то следственные органы будут обязаны предъявить «сидельцам» дополнительное обвинение и направить дело в суд. Так что возможно появление и третьего дела Ходорковского, и…

Кроме «родной прокуратуры» возможные деньги ЮКОСа и его экс-главы продолжают искать правоохранительные органы за рубежом. Не так давно британская газета The Sunday Times опубликовала информацию о том, что власти Ирландии заморозили 65 млн евро, якобы принадлежащих экс-главе ЮКОСа. Насколько достоверна эта информация — покажет время.

Как же найти выход из той «мышеловки», в которую попал некогда самый богатый человек России? Попробуем представить возможные варианты.

Первый вариант — абсолютно нереальный для Михаила Борисовича — написать прошение о помиловании президенту России, но при этом придется полностью признать свою вину и глубоко раскаяться в содеянном.

Второй вариант — фантастический — рассчитывать на реформу судебной системы России, когда в законе будет четко прописано, «что можно» и «что нельзя».

Третий вариант — вполне реальный — надеяться на амнистию после президентских выборов.

Четвертый — рассчитывать на успех в Европейском суде по правам человека. По первой жалобе Платона Лебедева Европейским судом были признаны незаконными его первоначальный арест и одно из продлений срока содержания под стражей. Теоретически и обвинительный приговор может быть признан незаконным, но у любой страны (и России в том числе) сохраняется возможность подать апелляцию на решение Европейского суда.

Пятый — надеяться на энтузиазм и заинтересованность представителей правозащитного движения, которые видят в Ходорковском потенциального лидера объединенной демократической оппозиции. Российские правозащитники в очередной раз обратились с посланием в правозащитный фонд «Эмнести Интернэшнл» с просьбой признать Ходорковского узником совести. Эта международная организация уже несколько раз отвечала отказом, объясняя свою позицию тем, что не располагает достаточными доказательствами того, что бывший глава ЮКОСа оказался в тюрьме только из-за политической деятельности. И теперь уже правозащитники выражают недовольство не только по поводу российского суда, но и по поводу «Эмнести Интернэшнл»…

Материал перепечатан с разрешения журнала "Частый охранник"
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране