Точка зрения

ФАС — экономический спецназ

ФАС — экономический спецназ
Журнал «Частный охранник» об одном из важнейших госорганов.

Рыночная экономика — это не только честная конкуренция при помощи роста качества товаров и услуг и снижения цен. Это и постоянная тайная война, в которой возникают новые армии в виде незаконных картелей и монополий, цель которых — задавить конкурентов и захватить рынок. Подкуп, коррупция, недобросовестная конкуренция — ради лидерства все средства хороши. Противостоять же этому призвана ФАС — Федеральная антимонопольная служба.

Деятельность ФАС заключается в защите бизнеса от бизнеса и граждан от бизнеса, а значит, во многом близка сфере безопасности. Ведь коммерческие компании нередко неофициально объединяются ради обрушения деятельности их коллег по рынку и применяют методы недобросовестной конкуренции, а это прямая угроза безопасности предприятия, на которое направлена такая экономическая атака. И спасти бизнес может только вмешательство ФАС — эдакого глобального агентства экономической безопасности. Защита обычных граждан — также прямая задача антимонопольщиков, поскольку тайная деятельность монопольных объединений всегда ведет к росту цен на какой-либо продукт, часто тянущий за собой целую цепочку экономических изменений на рынке, и, разумеется, не в лучшую сторону. 

Структура ФАС

Созданная в 2004 году, сегодня ФАС имеет 82 территориальных подразделения по всей стране, в которых трудятся боле 3000 человек. В структуру службы входят множество управлений, отвечающих за самые разные ветви коммерческой деятельности. ФАС является достаточно большой системой, разбитой на основные управления, в рамках которых действуют отделы с еще более узкой специализацией.

Управление по борьбе с картелями

Борьба за развитие конкуренции и противодействие всем формам сговоров, координация экономической деятельности.

Управление контроля за размещением госзаказа

Госзаказ (за исключением оборонного), контроль заявок, препятствование коррупции.

Управление контроля промышленности и оборонного комплекса

ОПК, машиностроение, легкая промышленность, металлургия, рудно-сырьевой комплекс и добыча драгметаллов.

Управление контроля транспорта и связи

Железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт, а также рынок услуг связи — осуществление контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Управление контроля топливно-энергетического комплекса

Контроль в сфере нефтяной, нефтехимической, газовой и угольной промышленности.

Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов

Обеспечение защиты конкуренции в сфере регулирования жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов.

Управление контроля электроэнергетики

Электроэнергетика, а также мониторинг и контроль на оптовом и розничном рынке электроэнергии.

Управление контроля химической промышленности и агропрома

Контроль в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности, химической промышленности.

Управление контроля социальной сферы и торговли

Деятельность в области здравоохранения, социальной политики, образования, культуры, науки, спорта, туризма.

Управление контроля финансовых рынков

Антимонопольный контроль за деятельностью кредитных организаций, страховых, фондовых и валютных бирж, негосударственных пенсионных фондов.

Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

Контроль законодательства о рекламе, защита от недобросовестной конкуренции.

Управление контроля органов власти

Расследование нарушений органов власти.

Управление государственной службы

Контроль за центральным аппаратом и региональными органами госслужб, противодействие коррупции.

Управление контроля иностранных инвестиций

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, пресечение нарушений законодательства в сфере инвестиций.

Управление контроля международного экономического сотрудничества

Экономическая интеграция со странами СНГ, антимонопольный надзор при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Общественный контроль

ФАС старается быть относительно открытой организацией, поэтому при ней работают многочисленные общественные и экспертные советы, сообщающие о тех или иных преступлениях и нарушениях в подведомственной ФАС сфере, выражающие свое мнение о деятельности ФАС, а также совместно с антимонопольщиками готовящие рекомендации для поправок в соответствующем законодательстве.

О взаимодействии антимонопольщиков с общественностью рассказывает заместитель начальника Управления контроля органов власти Елена Рыбаченко: 

— С 2006 года ФАС взаимодействует с общественностью через общественно-консультативные советы. В них входят представители таких организаций, как «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и различных ассоциаций предпринимателей. Мы предоставляем им доклады о работе службы, и они участвуют в оценке деятельности ФАС, помогают в мониторинге антикоррупционной деятельности внутри ФАС и т. д. К примеру, на суд общественных советов была представлена наша долгосрочная стратегия антимонопольного регулирования до 2018 года — в итоге мы получили массу предложений и по разным рынкам, и по организации деятельности службы.

А различные отраслевые вопросы, вопросы корректировки и разработки законодательства, ценообразования и т. д. мы уже выносим на суд экспертных советов. В экспертные советы, имеющиеся при всех отделах, отвечающих за ключевые рынки, помимо бизнесменов входят и представители некоммерческих объединений, а также контролирующих бизнес органов власти. Все это позволяет объективно оценивать нашу деятельность и повышать ее эффективность.

Также мы сотрудничаем и с обычными рядовыми гражданами, по заявлениям от которых проводятся проверки и расследования. Гражданин может обратиться к нам через портал госуслуг, получить по своему заявлению персональный входящий номер и по нему отслеживать ситуацию с его делом — узнать, кто исполнитель, в каком состоянии расследование. Если дело реальное и требует расследования, то наши сотрудники могут связаться с заявителем — для уточнения деталей или получения дополнительной информации.

В России есть несколько общественных организаций, которые самостоятельно ищут подозрительные госзакупки и помогают ФАС бороться с нарушениями нерадивых (или корыстных) чиновников. Одна из таких организаций — «Безопасное Отечество». Она начала свою работу по борьбе с коррупцией в госзакупках в начале 2012 года. «Мы занимаемся конкретными делами, не ограничиваем свой контроль только теми торгами, которые вызовут резонанс в обществе. Покупка шикарной машины для чиновника за 3 млн руб. сразу вызывает огромное недовольство в обществе, хотя никакой коррупции там может и не быть. А вот торги на охрану за сотни миллионов, условия которых заточены для победы конкретного ЧОПа, — чистый распил бюджетных средств», — говорит руководитель «Безопасного Отечества» Виталий Зарудин. В своей работе «БО» сначала стремится договориться с нерадивыми чиновниками — им направляют официальные письма с просьбой исправить нарушения. «Соглашаются многие, но некоторые решают все равно проводить торги с нарушениями. С большой вероятностью у них есть шкурный интерес: договорились с конкретной фирмой, которая должна будет выиграть торги по завышенной цене, с которой потом выплатят откат», — говорит Зарудин. По статистике «БО», завышение цены — одно из самых частых нарушений, ведущих к распилу бюджетных средств.

При этом ФАС не всегда встает на защиту бюджетных денег. «У нас была долгая борьба с санкт-петербургским УФАС, они не хотели рассматривать наши жалобы. И даже постановления федерального ФАСа им были не указ. Пришлось идти в суд и добиваться справедливости там», — рассказывает Зарудин. Иногда и сам ФАС подозревают в коррупции. Участник торгов, пожелавший остаться анонимным, рассказал «ЧО», что за несколько процентов от стоимости контракта ФАС может закрыть глаза на нарушения и принять «правильное» решение.

Результаты общественного контроля «Безопасного Отечества»
Проверено более 2000 торгов.
Обнаружено 223 нечестных тендера на сумму 6 652 829 130 руб.
196 нечестных тендеров на сумму 3 295 716 265 руб. удалось отменить.

Деньги в кассу

Госзакупки дают массу лазеек для коррупционеров и мошенников, которые необоснованно вздувают цены, используют длинные цепочки посредников, получающих деньги фактически ни за что, а то и вовсе идут на откровенный криминал. И поэтому федеральные закупки всегда привлекали и привлекают пристальное внимание общественности. Блогеры и разного рода социально активные граждане регулярно сообщают широкой публике о сумасшедших заказах, размещаемых теми или иными госструктурами, типа «Лексуса» в максимальной комплектации, заказываемого администрацией «поселка Гадюкино», или знаменитых «золотых кроватей» за 24 млн, на которых желали почивать чиновники из Главного управления МВД... Не остается в стороне от этой острой темы и ФАС, пресекая чиновничьи аферы. У антимонопольщиков постоянно в работе находится масса фактов, требующих проверки на вшивость, большинство которых, к сожалению, подтверждается и требует принятия мер — вплоть до уголовного преследования.

Контроль за госзакупками осуществляется ФАС при помощи главного инструмента — Федерального закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Несмотря на регулярно сходящие чиновникам с рук аферы в сфере закупок, этот закон эксперты называли весьма своевременным, технологичным и фактически породившим целый сектор экономики. Однако сейчас ему на смену идет новый закон — «О федеральной контрактной системе», имеющий ту же цель контроля и систематизации закупок, но куда более проработанный, эффективный, комплексный, учитывающий тонкости, дыры и лазейки. Сейчас он в процессе доработки, но в том, что он сменит 94-ФЗ, — нет никаких сомнений, это лишь дело времени, причем ближайшего.

Интересно, что к закону о федеральной контрактной системе шли с двух сторон ФАС и Минэкономразвития. Первые предлагали доработку существующего 94-ФЗ, вторые же предложили свое видение вопроса. Взгляды двух органов власти совпадали слабо, но сегодня, год спустя, проект закона о ФКС представляет собой компромисс пожеланий обоих ведомств, позиции которых явно сблизились. В рамках нового закона ФАС сохраняет основной контроль над госзакупками и проведениями торгов, плюс помогать ей в этом будут Росфиннадзор, Казначейство, Счетная палата и местные органы финансово-бюджетного надзора. Также никуда не исчезает и даже расширяется общественный контроль за этой деятельностью — чиновники обязаны будут предоставлять информацию общественным организациям и союзам предпринимателей.

Топ-5 наиболее интересных, крупных и резонансных дел, расследованных ФАС за 2012 год

  1. Завершена третья серия дел в отношении нефтяных компаний ТНК-ВР, «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Башнефть». С 2007 по 2012 годы ФАС России провела три волны антимонопольных дел в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний, по результатам которых произошли кардинальные институциональные изменения на рынке. Общая сумма штрафов нефтяных компаний составила 20,7 млрд руб.
  2. На 239 млн руб. оштрафовано ЗАО «РСИЦ» (известное как «Ру-центр»), занимающееся распределением интернет-доменов за махинацию с сайтами. ЗАО «РСИЦ» нарушило антимонопольное законодательство путем продажи доменных имен в зоне .рф на закрытых аукционах. Компания зарегистрировала на себя более 70 000 доменных имен в зоне .рф, которые должны были быть распределены на заявителей в порядке равной доступности, и навязывала невыгодные или не относящиеся к предмету договоров условия своим клиентам.
  3. В результате антимонопольного расследования ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» существенно снизили цены на роуминг. Операторы большой тройки установили монопольно высокие цены на услуги связи в национальном и международном роуминге, а также навязывали невыгодные условия договора для абонентов, не информируя об изменении порядка расчетов. Компаниям выдано предписание об устранении нарушения и обеспечении SMS-информирования абонентов, выезжающих за пределы РФ, о том, что в роуминге списание средств со счета может осуществляться со значительной задержкой. Также были наложены штрафы.
  4. ФАС России признала сговор фармдистрибуторов «Рост» и «Протек» при участии в торгах по закупке препаратов «Микрофеноловая кислота» и «Ритуксимаб». Общая сумма контрактов составила 3,4 млрд руб. «О нарушениях в закупках "Ритуксимаба" мы говорим уже давно. Там очень интересная ситуация — поставщик этого препарата в России только один, и он диктует собственные условия Минздравсоцразвития и тысячам больных, которым это лекарство необходимо», — говорит Виталий Зарудин. По данным ФАС «Рост» и «Протек» были допущены для участия в торгах на закупку «Ритуксимаба», но потом отказались от участия. В результате контракт заключили с единственным участником, который снизил начальную цену всего лишь на 0,5%.
  5. За действия, вызвавшие ограничение конкуренции на фармацевтическом рынке, на компанию «Ново Нордиск» наложен штраф в размере 86 млн руб. ФАС России установила, что ООО «Ново Нордиск», занимающее доминирующее положение на российском рынке лекарственных средств, необоснованно уклонялось от заключения договоров с отдельными фармдистрибуторами. Это привело к ограничению конкуренции — созданию дискриминационных условий для потенциальных партнеров по сравнению с действующими. Это сказывалось на формировании цен на важные лекарственные средства, в том числе на инсулин.
Разумеется, список расследований, в которых ФАС помогла коммерческим компаниям справиться с атакой конкурентов, применяющих совсем нерыночные методы, а также сохранить обычным гражданам свои деньги при приобретении товаров и услуг, часто жизненно важных, огромен. Антимонопольщики прищемили хвост крупнейшему производителю карьерной техники «Белазу» за то, что он всех партнеров заставлял продавать технику по единой цене, не позволяя снижать стоимость и делать скидки, а концерн Renault был наказан за требования к дилерам даже после расторжения договора не заниматься в течение года конкурирующей деятельностью. Управление лесного хозяйства по Московской области торговало участками на Рублевке по 1000 руб. за сотку, а пивоваренный гигант «Балтика» тайно договорился с единственным производителем литровых алюминиевых банок не продавать их другим изготовителям пива... Производители дешевых суррогатных спредов обманывали покупателей, называя свой продукт сливочным маслом, а мукомольные предприятия Ульяновской области договорились задрать цены на пшеничную муку еще до повышения закупочных цен на зерно... Все эти ловкачи и масса подобных им были выявлены, а их деятельность пресечена.

Бизнесмены не останавливаются ни перед чем, чтобы утопить конкурентов, занять лидирующее положение на рынке и увеличить свои прибыли. К примеру, гордое звание единственных в России производителей трансформаторной стали отнюдь не остановило Новолипецкий металлургический комбинат и ООО «ВИЗ-Сталь» от повышения цены на свою продукцию для отечественных потребителей вдвое выше международной. Поэтому, к сожалению, спектр приложения сил ФАС чрезвычайно широк и сужаться явно не собирается. Надеемся, что ей хватит сил на то, чтобы этот спектр охватить.
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране