Точка зрения

Довыбирались

Довыбирались
Половину всех голосов на депутатских выборах 2011 года получила «Единая Россия». Расклад в Думе поменялся несильно. Наблюдатели снова обвиняют ЦИК и «ЕдРо» в массовых нарушениях, но на этот раз к ним присоединяется народ на самых больших с 90-х годов митингах. Победители выборов пока делают вид, что ничего не происходит.

Горячие новости

Выборы в этом году были самыми странными за последние 12 лет. По официальным данным, «Единая Россия» потеряла 15% голосов, что, в общем, не очень страшно для правящей партии в условиях кризиса (особенно если учесть, что все остальные партии, прошедшие в парламент, управляемы и следуют генеральной линии). По некоторым неофициальным данным, «Единая Россия» в больших городах получила не больше 35%, а выборы были сфальсифицированы по всей стране, причем грубо, цинично, на глазах у тысяч наблюдателей — и партийцев, и добровольцев. В отличие от прошлых лет, когда больше половины страны действительно голосовало за партию власти, а несогласные и недовольные, стараясь поменьше обращать внимание на государство, пожимали плечами, хихикали и занимались своим делом, а на площади выходили максимум сотни протестующих, на этот раз все не обошлось. На первом митинге против фальсификаций выборов в Москве на Чистых прудах было, по разным сведениям, от 5000 до 10 000 человек. Причем митинг этот в какой-то момент превратился в шествие, которое милиция разогнала, задержав около 300 человек. Второй митинг был несанкционированным, пересекся с акциями проправительственных молодежных организаций, был довольно грубо разогнан милицией, и в итоге задержали около 600 человек. Все это, заметим, происходило в Москве, в других городах бывало и повеселей. В Санкт-Петербурге несанкционированные акции продолжались всю неделю после выборов, власти арестовали несколько сот человек. А уже 10 декабря состоялась всероссийская, даже всемирная акция протеста, в которой участвовало намного больше 100 000 человек.

Самой большой акцией была московская. На Болотную площадь пришли, по данным милиции, 25 000 человек. Организаторы говорили и о 100 000, и о 150 000, но точно посчитать трудно — ралли продолжалось четыре часа, погода была омерзительная, люди уходили и приходили толпами. Консервативные оценки численности митинга от самих участников митинга, инженеров-геодезистов, фотографов, которые сидели в высотном доме напротив площади, операторов видеодронов (радиоуправляемых вертолетиков с камерами) — 60 000 человек, не меньше. Одновременно акции протестов проходили как по всей России (в Екатеринбурге собралось около 5000, хотя точный подсчет пока тоже невозможен), так и во всем мире — Корее, Канаде, Великобритании, Франции, США, Германии, Финляндии, Швейцарии, Испании, Таиланде (остров Самуи), словом, везде, где ступала нога русского человека. А Копенгагене перед российским посольством был проведен одиночный пикет.

«Я голосовал за других сволочей»

Центризбирком, впрочем, на все это не реагировал. Да и зачем? Выборы были объявлены состоявшимися. «Единая Россия» получила чуть меньше 50%, коммунисты — чуть больше 19%, «Справедливая Россия» — 13%, ЛДПР — 11%. Нарушения председатель ЦИК Владимир Чуров счел несостоявшимися или несущественными. Перевыборы могут быть назначены только на тех участках в Московской области, где «ЕР» просто проиграла выборы коммунистам (есть и такие — в наукограде Королеве и в Щелковском районе). Члены ЦИК от КПРФ и «Яблока» пытались протестовать против таких итогов и призывали Чурова уйти в отставку, но тщетно. О фальсификациях на выборах говорили и лидеры других партий, но не очень громко. В конце концов результаты выборов всех устроили.

Партии, за которых голосовали в знак протеста (стратегия «отдам голос любой проходной партии, кроме партии жуликов и воров» была, кажется, главной на этих выборах), сразу объявили о готовности к коалиции с «Единой Россией» и о том, что никто в знак протеста своих мандатов не отдаст. Как сказал лидер справедливороссов Сергей Миронов: «Не для того мы кровью и потом боролись на этих выборах, чтобы потом сдать мандат». На этом, собственно, можно было бы и поставить точку в парламентской борьбе, если бы она не выплеснулась на улицы. Митинг в Москве принял резолюцию, требующую признания результатов выборов недействительными, повторного голосования, отставки Чурова и изменения избирательного законодательства. Власти взяли тайм-аут, но такого явно никто не ожидал.

Мобилизация

Самое интересное в этой истории — неожиданность. Ну подумаешь, выборы — сколько у нас их уже было? Начиналось все как обычно. Опросы государственных социологических служб с весны давали «ЕР» результат, близкий к тому, который был в 2007 году. Дальше случилась необъяснимая вещь. На съезде «ЕР» 24 сентября 2011 года было принято решение о рокировке: действующий президент Медведев не идет на второй срок, Путин выдвигается в президенты, а Медведев возглавляет правящую партию и становится премьер-министром.

Публика обиделась. Те, кому нравился Медведев, были недовольны, что он не пойдет на второй срок. Те, кому нравился Путин (а стало быть, и «ЕР»), совершенно не поняли, почему национальный лидер не возглавил список партии, не взял на себя ответственность за президентские выборы, а уступил место специалисту по айпаду и «Твиттеру». Те же, кому не нравится ни тот ни другой, испытали приступ депрессии, что от них ничего не зависит, их никто не спросил и теперь один и тот же человек будет править еще шесть или даже 12 лет (а в общей сложности — 24 года!). Это, в конце концов, просто скучно. Особенно в мире, в котором все меняется со страшной скоростью и новая прошивка для айфона появляется каждый год.

Привело это к очень странному результату — сотни тысяч людей пошли голосовать. Пошли те, кто не ходил десятилетиями, кто не интересовался политикой или не доверял политической системе. Для официальной статистики это капля в море, заметного увеличения явки не произошло, но, с другой стороны, это оказалось важно для самих голосовавших. Неожиданно самой успешной стратегией стало проголосовать за любую партию, кроме «ЕР», а все остальные, на которых настаивала внесистемная оппозиция (портить или воровать бюллетени), провалились. Люди занимались сложными подсчетами и разобрались в пропорциональной выборной системе, где нельзя голосовать за партию-аутсайдера, потому что большая часть этих голосов все равно попадет к лидеру. Поэтому, сжав зубы, люди голосовали за партии, программы которых они не разделяют, — прежде всего за КПРФ и «Справедливую Россию». Поэтому они так обиделись, когда те отказались сдать мандаты, предварительно заявив, что это были не выборы, а издевательство. Как же так? Мы голосовали не за вас, мы голосовали против них, а вы теперь собираетесь бороться за место вице-спикера Думы и профильные кабинеты?!

Тысячи людей пошли на выборы наблюдателями. Знакомые и знакомые знакомых, аполитичные девушки и занятые юноши потратили сутки своего времени — пришли на участки к 8 утра, а потом всю ночь отлавливали «карусели» (это когда автобусы таджикских рабочих или студентов из «Наших» голосуют по много раз на разных участках с открепительными удостоверениями) и ловили председателей избиркомов, увозивших мешки с бюллетенями в территориальные комиссии. Эти люди потом в отчаянии обнаруживали, что они подписали одни протоколы, где «ЕдРо», КПРФ и «СР» шли практически вровень, а на сайте избиркома у правящей партии оказывалось больше половины голосов. Они смотрели включения в прямом эфире из регионов, где сумма голосов, поданных за вообще все партии, далеко переваливала за 100% (отсюда и лозунг на Болотной площади — «146% россиян за честные выборы»). Они прочли статьи ученых-статистиков, в которых рисовались стандартные графики, потом они сравнивались с графиками голосования «Единой России» и доказывалось, что ее победа противоречит всей ныне существующей математике. Подробно об этом можно прочесть на «Газете.ру» или на сайте организации «Голос», занимающейся наблюдениями за выборами. Но если коротко — волшебник Чуров совершил очередное чудо.

И потом эти же самые избиратели с чувством глубокого неудовлетворения слушали Медведева, который говорил, что не понимает ролики, где засняты грубые нарушения избирательного законодательства. А потом слушали Чурова, который говорил, что эти ролики сняты в павильонах и на частных квартирах. Они слушали Путина, который говорил, что любая находящаяся у власти партия — это партия жуликов и воров, так можно кого угодно обозвать.

И тогда избиратели вышли на улицу, как полагается по конституции, мирно и без оружия. В Москве был задержан один человек. В провинции хуже, там далеко не все митинги были разрешены. Но в столице люди разных возрастов, занятий, образования и достатка вышли на организованный «Солидарностью», «Левым фронтом» и либеральным ПАРНАСом митинг, на котором волки стояли с агнцами, националисты — с антифой, анархисты — с нацболами, и всех их было мало, а в основном это была соль земли, офисный планктон, аполитичный класс, у которого украли выбор. И они, не слушая лидеров, протестовали против событий, которые уж очень убедительно напоминают беззастенчивые преступления против конституционного строя и нарушение права народа на волеизъявление.

Что же будет с нами?

Пока что это главный результат выборов. Какая, в конце концов, разница, кто будет в Думе? Все последние десять лет партия власти принимала любые нужные власти законы в рекордно короткие сроки. Все всё отлично понимают, управляемая демократия, властная вертикаль и прочие мантры сурковской пропаганды (великолепная идиома, рожденная сотрудником «Голоса», когда к нему приехали брать интервью информационные террористы с НТВ) давно уже опостылели, да и не факт, что против них пришли протестовать рассерженные избиратели.

Хочется, чтобы партия и правительство работали потоньше. Чтобы сумма избирателей составляла 100%, а не 146% или 200%. Чтобы было поменьше круглых цифр как в явке, так и в голосовании — это довольно подозрительно и бывает редко. Ну и чтобы к избирателям немножко прислушивались, хотя бы иногда. Самый симпатичный лозунг Болотной площади: «Я не голосовал за этих сволочей, я голосовал за других сволочей».

Увы, эти прекрасные идеи и справедливые требования Болотной площади не будут услышаны. Чуров уже заявил, что вопрос о его отставке не рассматривается. Медведев — что требования митингующих не будут удовлетворены и лично он не согласен ни с лозунгами, ни с заявлениями, которые звучали на выборах (напомним, самый главный лозунг выборов — «Требуем честных выборов!»). Раньше были заявления, что это недовольство американского Госдепартамента нашими выборами (то есть, грубо говоря, вмешательство не в свои дела) вызвало на площади ничего не понимающих россиян.

Партия и правительство не привыкло слушать тех, кто их как бы избирает и наделяет полномочиями. Хорошо бы они уже начали привыкать.

Автор: Семен Кваша

Источник: chaso.ru
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране