Точка зрения

20% России

20% России
ОМВД по Курортному району Санкт-Петербурга хочет купить два массажных кресла по цене 100 000 руб. каждое, сообщает «Фонтанка.ру». Как следует из документов, опубликованных на сайте государственного заказа, это должно быть кресло марки Concord (или его эквивалент). В память компьютера кресла должны быть заложены 360 различных комбинаций из следующих видов массажа: «Разминающий», «Похлопывающий», «Ритмичный», «Волнообразное постукивание» и «Кулачковый». Наконец, кресло должно уметь массировать пятки борцов с преступностью, а подставка для ног должна выдвигаться на 26 см вперед — видимо, для самого полного расслабления.

Не оспаривая право служителей порядка на волнообразное постукивание, заметим лишь, что мы бы вряд ли узнали об этом, если бы не 94-ФЗ, федеральный закон о государственных закупках. Согласно нему любая государственная и муниципальная организация должна закупать все то, что она закупает, на открытом конкурсе или аукционе, электронном или на реальных торгах. Информация о закупках должна быть публичной и размещаться на сайте госзакупок.

Этот закон, принятый в 2005 году и неоднократно с тех пор дорабатывавшийся, был грандиозным прорывом в деле борьбы с коррупцией. Ее не то чтобы победили, но она стала гораздо наглядней, а кроме того, у честного предпринимателя, незнакомого с чиновником-заказчиком, появилось гораздо больше шансов получить государственный контракт через открытый аукцион. Вы, кстати, массажными креслами не торгуете?

Жизнь, впрочем, не стоит на месте. Наше государство тратит на госзакупки 5 трлн руб. в год. Коррупционные потери (распилы, откаты) при госзакупках лично президент Медведев прошлой осенью оценил в 1 трлн руб. в год. Каждый пятый рубль уходит кому-то в карман, несмотря на всю прозрачность. И теперь государство наносит ответный удар. Вместо 94-ФЗ будет, скорее всего, введен новый порядок проведения государственных закупок — федеральная контрактная система. Пока что это еще только законопроект, порожденный в недрах министерства экономического развития, который, по слухам, должен быть представлен в правительство и в самое ближайшее время внесен в Госдуму. Судя по всему, чиновники из МЭР хотели протащить закон экспрессом еще при нынешнем составе Думы, с дисциплинированным конституционным большинством. Парадокс был в том, что закон, который должен, по идее, придать больше открытости процессу госзакупок и отдать его под контроль избирателей, готовился практически в тайне.

Но не спят люди, которым не дает покоя система госзакупок, в которой каждый пятый рубль элегантно падает мимо. Тревогу забил Навальный. Тревогу забили разные общественные организации. Мы вот тоже тревогу бьем — главным образом из-за полной абсурдности предлагаемого законопроекта.

Что было?

Была обязательная открытая конкурентная закупка в форме электронного аукциона или конкурса. Ввели эту систему в 2006 году. С тех пор 94-ФЗ неоднократно дорабатывали и, как считают некоторые эксперты, довели почти до совершенства. Закон в вопросах государственных закупок отдает предпочтение электронным аукционам. Госзаказчик размещает на специальном сайте заявку, частный контрактор на нее реагирует, предлагая свои услуги. Аукцион проходит полуанонимно, заказчик до конца аукциона не знает, кто будет ему выполнять заказ. Теоретически у него очень мало возможностей провернуть аукцион так, чтобы заказ достался своим людишкам. Он лишь обязан сформулировать техническое задание, а исполнитель — соответствовать ему за минимальные деньги.

Еще законом предусмотрен конкурс. Он проходит в открытую, и в нем есть система критериев, а в этой системе — субъективное качество. В системе оценок сейчас качеству отдано 20% а в некоторых случаях и все 45%. Это означает как раз возможность злонамеренному чиновнику поставить высокую оценку своему и низкую — «чужому контрактору». Ну а по другой версии, закупить товар или услугу более высокого качества. Требования к качеству, правда, уже описаны в техническом задании на конкурс, но этого, видимо, недостаточно.

И с аукционами, и с конкурсами была масса интересных историй. Сначала извещения на эти аукционы размещались на сайтах таким образом, чтобы их не искали поисковые системы: в ключевых словах часть букв менялись на латинские. Потом выяснилось, что системой госзакупок должны пользоваться вообще все организации. Что через нее нужно покупать лекарства для больниц. Что пробирки для лабораторий тоже закупаются через систему госзакупок, и ученые в полном недоумении и ярости: к огромному количеству абсурдных бумаг, которые они и так обязаны писать, добавилось еще и конкурсное оформление. Лучшая история была с куклами. Вкратце: директор легендарного театра Образцова Андрей Лучин уже год сидит в СИЗО по обвинению в мошенничестве. Он якобы обналичил деньги, выделенные на покупку кукол, проведя аукцион в пользу подставных фирм.

Директор покупал куклы у кукольных мастеров — стариков, которые ни с какими конкурсами связываться не будут. Поэтому приходилось проводить конкурс через фирмы-однодневки. Мало того, смета спектакля — вещь гибкая. Художники выбирают ткани, режиссер перепридумывает канву спектакля на ходу, и провернуть все это через бухгалтерию госзаказа по-белому невозможно. Надо отдать должное 94-ФЗ: Медведев в апреле подписал изменения в закон, по которым театры имеют право обращаться к единственному подрядчику, но директор Лучин уже в тюрьме, а у нас оттуда обычно не выбираются.

Тем не менее сама процедура оказалась большим прорывом — хотя бы потому, что граждане (к примеру, Алексей Навальный с проектом «РосПил») или общественные организации (к примеру, «Безопасное Отечество») могут отслеживать заказы и обнаруживать там то попытку заказать какому-нибудь ведомству сайт за десятки миллионов рублей, то пресловутый волнообразный кулачковый массаж для милиционеров, то ограничения конкуренции и нарушения законодательства, то просто глупые ошибки.

ФАС!

В этом году дискуссия о законе вошла в новую фазу. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила внести ряд изменений в закон о госзакупках. На сайте ФАС краткое содержание этих изменений появилось в апреле этого года.

Изменения в 94-ФЗ коснутся следующих вопросов: 1) для исключения случаев закупки некачественной продукции ФАС предлагает обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования к стандартным товарам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции; 2) для повышения профессионализма заказчиков наделить министерства полномочиями по закупкам для подведомственных учреждений (например, каждой библиотеке нет смысла заниматься госзакупками — заказчиком для всех библиотек централизованно должно выступать профильное ведомство; 3) ввести дополнительные требования к исполнителям госзаказа в таких творческих сферах, как НИОКР, экспертизы, юридические услуги. При ФАС планируется создать межведомственную комиссию, которая в ускоренном режиме — до 10 дней — рассматривала бы вопросы о расторжении контрактов по госзакупкам (сейчас такие решения могут приниматься только через суд); 4) ввести обязанность заказчиков обосновывать установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей.

ФАС рапортует, что по состоянию на 2011 год за пять лет действия закона бюджет сэкономил 1 трлн руб., несмотря на незначительные перегибы. И особенно ФАС ратует за электронные аукционы как самую прозрачную форму закупочного тендера. Годом ранее, кстати, Медведев заявил, что расхищается при госзакупках тоже примерно 1 трлн руб. Только не за пять лет, а за год.

МЭР!

Альтернативный проект предлагает министерство экономического развития. ФАС категорически против этого проекта. «Закон, который предлагает Минэкономразвития и Высшая школа экономики, приведет к росту коррупции в стране. Это противоречит целям по доработке законодательства с целью исключения коррупционных норм, о которых в своем послании говорил президент. Закон предлагает разрушить все, что сделано за последние пять лет, и начать с нуля», — считает начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев.

МЭР предлагает повысить квалификацию госзакупщиков, создав во всех организациях контрактных офицеров. Законопроект министерства занимается госзакупками не только на стадии размещения госзаказа, как нынешний закон, но и на стадии подготовки закупки и на стадии отслеживания исполнения контракта. МЭР хочет ввести презумпцию добросовестности госзаказчика — чиновник по определению добр и честен, пока не доказано обратное. Акцент с электронных аукционов переносится на конкурсы, а доля субъективного качества увеличивается с 20% до 50%, то есть добросовестный чиновник сможет назначить победителя конкурса по своему усмотрению. Но чтобы компенсировать эту ситуацию, МЭР вводит контроль общественных объединений за госзакупками. Граждан, смогут оспаривать заявку на конкурс и даже результаты торгов, и организации обязаны будут рассматривать их жалобы, делать выводы и давать ответы.

Что будет

Пока что, похоже, МЭР победило. Было бы очень здорово, конечно, если бы победила и презумпция добросовестности чиновников: как знать, вдруг в подвалах министерства стоит гигантский позитивный реморализатор, и госзакупщики все, как один, перестанут откатывать и передавать контракты своим фирмам. Потому что есть какая-то подозрительная магия цифр. Сейчас доля качества в оценке государственных контрактов составляет 20%, и приблизительная оценка потерь бюджетных денег при госзакупках — тоже около 20%. Если субъективный показатель при оценке контракта составит 50%, такого объема откатов не выдержит даже наш бездонный нефтяной бюджет.

Автор: Семен Кваша
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране