23.04.2015
На «Прямой линии» россиян заинтересовали слова Путина о войне и кризисе
Подавляюще большинство россиян (97%) в курсе прошедшей на прошлой неделе «Прямой линии» с Владимиром Путиным, ее видели по телевизору, читали о ней или слышали. Именно эту программу большая часть опрошенных (44%) назвали самым запомнившимся событием за последние четыре недели, выяснили социологи Левада-Центра, проведя всероссийский опрос 17–20 апреля. Чуть меньше граждан заинтересовало продолжение боев на востоке Украины (36%) и пожары в Хакасии (34%).
По сравнению с прошлым годом стало немного меньше тех, кто смотрел «Прямую линию» по телевизору (в 2014 году — 48%, в 2015 году — 45%), и больше тех, кто читал ее обсуждение в газетах или интернете, но сами не смотрели и не читали ответы Путина (в 2014 году — 6%, в 2015 году — 10%). Чуть больше трети (37%) тех, кто лишь слышал о «Прямой линии», но не знают, о чем шла речь.
На вопрос, зачем проводится «Прямая линия», наибольшая группа, 34% россиян, ответила: для того чтобы президент мог донести до населения страны политическую линию руководства России. Выбрали ответ «Чтобы укрепить популярность и рейтинг Владимира Путина» 20% опрошенных.
Среди ответов на вопросы больше прочих респондентов заинтересовали те, что касались Крыма, Украины, Донбасса и минских договоренностей (47%). Назвали важной для себя тему пенсионной реформы 39%, а 35% сказали, что больше их интересовали ответы на вопросы об экономическом кризисе, росте цен, инфляции, падении доходов населения и укреплении рубля. Равные группы (по 28%) волнуют ответы на вопросы о медицине и лекарствах и на вопросы о санкциях Запада и ответных санкциях России.
«Проблемы мира и войны людей беспокоят больше, чем экономическое состояние страны. Возможность возгорания пламени вооруженного конфликта не где-то на Кавказе, а в центре бывшей единой страны между ее самыми крупными частями не может не вызывать беспокойство», — объясняет замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин.
Однако, по словам Гражданкина, после минских договоренностей и снижения вооруженного противостояния интерес к Украине стал все же меньше, эту тему уже догоняет по популярности блок экономических вопросов, связанных с кризисом, и тема пенсионной реформы. «Это очень беспокоит россиян. Мы помним, что было 10 лет назад из-за монетизации льгот. Если и можно затронуть за живое население, то только пересмотрев принципиальным образом систему социального обеспечения и систему пенсий», — говорит социолог. Гражданкин напоминает, что пенсионеров среди взрослого населения России сейчас около 30%.
В этом году часть прошлогодних популярных вопросов или устарела, или вообще не поднималась. По итогам «Прямой линии» в прошлом году (программа прошла через месяц после присоединения Крыма к России) больше остальных (66%) был отмечен ответ на вопрос о Крыме и дальнейших отношениях с Украиной. Но теперь, как видно из приведенных данных, интерес к этой теме значительно снижен, констатирует Гражданкин.
В 2014 году на третьем месте после вопросов о Крыме и отношениях с Западом (40%) был вопрос о коррупции и бюрократии (34%), в этом же году такая тема не была в числе приоритетных. 9% отметили важным вопрос о публикации сведений о доходах руководителей госкомпаний.
«Резкое падение рубля, рост инфляции напрочь снизили интерес к проблематике гражданских и политических прав, коррупции и бюрократии. Эти вопросы беспокоят в спокойные времена. А сейчас у многих страхи за будущую жизнь, не демонстрируемые и скрываемые даже от себя», — отмечает Гражданкин.
Ответы Путина об оппозиции и убийстве Бориса Немцова и пожары в Хакасии заинтересовали одинаковое количество опрошенных — 15%. «С высокой степенью уверенности могу сказать, что убийство беспокоит жителей Москвы и крупных городов — более обеспеченных и образованных, тех, кто сильнее нуждается в большей степени свободы», — констатирует социолог.
Меньше всего (5%) среди представленных вопросов россияне интересовались «Исламским государством» и запретом выезда за границу сотрудников силовых ведомств.
Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов полагает, что проблемы, вызванные экономическим кризисом, вытеснят тему войны на Украине на второе место, как только подтвердятся пессимистичные прогнозы, согласно которым заметное ухудшение ситуации наступит осенью.
«Сейчас люди думают, что произошла стабилизация — рост доллара остановился и цены перестали расти скачкообразно. Власть делает упор на этих успехах. Но критическая черта, когда рост цен и сокращения приведут к тому, что в семьях денег будет не хватать на основные запросы, безусловно, вызовет трансформацию сознания», — полагает политолог.
Опрос проведен 17-20 апреля среди 1,6 тыс. жителей 134 населенных пунктов 46 регионов России в возрасте от 18 лет. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность этих исследований не превышает 3,4%.
Поделиться ссылкой:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться