Точка зрения

Палка о двух концах

Палка о двух концах
Российская полиция учится работать по-новому, без пресловутых «палочных показателей». О недопустимости манипуляций с полицейской статистикой говорил этой зимой глава МВД Владимир Колокольцев, и он же подписал накануне Нового года приказ №1040, который предусматривает обновленную оценку деятельности региональных подразделений.

Надо признать, что «палочная система» с годами стала неким феноменом нашей правоохранительной системы. Она могла сыграть где-то роковую, а где-то счастливую роль в жизни милицейского и полицейского начальства. Например, в конце 1990-х дела по налоговым и ряду экономических составов в отношении некоторых крупных субъектов, случалось, что возбуждались после звонков от людей, обсуждать указания которых было не принято. Когда разногласия между теми, кто давал команды, и владельцами бизнеса оказывались исчерпанными, дела гроздьями повисали на следственном подразделении как возбужденные и не направленные в суд и в большинстве своем прекращенные по реабилитирующим основаниям или в лучшем случае в связи с возмещением ущерба. Понятно, что показатели следственного подразделения в связи с этим регулярно уходили в отрицательное поле, что порождало ежеквартальные представления из прокуратуры с требованиями исправления «недостатков» и смены руководства. Что нередко и случалось, в крайнем случае руководителей отчитывали на каждом совещании, хотя они добросовестно выполняли данные им команды.

Есть и обратные примеры, когда «здоровый» коммерческий подход к формированию статистических показателей оперативных подразделений выводил их на первые места, а руководители шли на повышение. Ведь показатель («палку»), как и виртуальную монету Bitcoin, можно спокойно купить.

Об искоренении «палочной системы» речь идет давно. Чем она опасна? Эффектом снежного кома. Ведь если, например, в каком-то ОВД выявлено на 10% больше разбоев, то по статистике это хорошо. Значит, опера работают, идет своевременно реагирование на заявления граждан о преступлении. Но что происходит дальше? В следующем отчетном периоде количество разбоев вдруг оказывается меньше прошлого показателя. Что получается? Плохо работает отдел. Насильственные преступления, хищения не выявляет, плюс к тому же, видать, и сокрытие сообщений в дежурной части идет.

Значит, начальнику ОВД надо любым образом сделать так, чтобы показатель разбоев у него любыми способами вырос по сравнению с прошлым годом. Так и получается «натяжка» менее общественно-опасных форм хищений на состав разбоя. Если же это показатели по наркотикам или оружию, появляется еще больший соблазн сработать нечисто: кому-то что-то подложить или «найти» в нужном месте. Получается замкнутый круг с «палочной системой». Чем больше показал сегодня, тем больше тебе придется показывать завтра, иначе окажешься в аутсайдерах и можешь получить взыскание.

Ученые сегодня говорят о том, что уровень латентности (невыявляемой части) преступности составляет порядка 100%. Официально ежегодно регистрируется в среднем 2,4—2,5 млн преступлений. При этом исследователи преступности называют цифры в 12—15 млн криминальных деяний в год, а НИИ Генпрокуратуры вообще заявляет о 23—24 млн преступлений. Таким образом, можно говорить о том, что проблема учета преступлений является в том числе не только проблемой одного ведомства или правоохранительного блока, а социальным фактором, который на протяжении многих лет работал на снижение доверия населения к власти.

Во многих случаях, когда простой человек сталкивался с отечественной правоохранительной и судебной системой, он прекрасно понимал всю фантомность как статистической информации, так и деклараций об успехах борьбы с преступностью. Поэтому то, за что взялись сегодня в МВД, — это давно перезревший вопрос, который мешал системе развиваться дальше. Приказом №1040 предусмотрен обновленный порядок оценки деятельности региональных подразделений. Если в ходе проверки деятельности территориального органа будет выявлено два и более фактов укрытия от регистрации заявлений или иной информации о преступлении, ему выставляется нулевая итоговая экспертная оценка. Это повлечет общую неудовлетворительную оценку подразделения и явно повлияет на карьеру руководителя. Не вписавшиеся в новые требования и обстановку вполне могут отстать от уходящего вперед локомотива полицейской реформы.
Автор: Иван Соловьев, экс-заместитель начальника правового департамента МВД

Источник: РБК Daily
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране