Точка зрения

Дело Минобороны не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией

Андрей Хорошилов
Мнение эксперта фонда World Without Cоrruption Андрея Хорошилова.

Коррупция – беда международная, и борются с нею сегодня многие организации, активисты, не говоря уже о том, что это прямая обязанность правоохранительных органов и руководства страны. О рецепте борьбы с коррупцией, о том, в чем заключается особенность российской коррупции, а также чем отличается реальная борьба с этим экономическим злом от так называемой показухи, корреспонденту сайта «Коррупции.NET» рассказал заместитель Общероссийской политической партии «Народ против коррупции» и советник президента Международного фонда World Without Cоrruption в Брюсселе Андрей Хорошилов.

– Расскажите, пожалуйста, каковы Ваши функции в партии «Народ против коррупции» и фонде World Without Cоrruption?


– В первую очередь, это формирование мнения молодежи о ситуации в стране, в частности о том, что касается коррупции. И, к счастью, молодежь отзывчива и более активна. Нужно не забывать, что это будущее нашей страны, это те люди, которые со временем придут во власть. Именно от молодежи зависит, будет ли успешной и процветающей наша страна, или завтра они придут во власть и продадут ее на мелкие кусочки за взятку.

В Фонде я также занимаюсь формированием мнения и работой с молодежью и молодежными организациями по всему миру. Так как коррупция является проблемой международной, то надо менять мышление и действия людей для того, чтобы они уже завтра могли поменять ситуацию.

– Как Вы считаете, чем закончатся громкие коррупционные дела, например, в Минобороны, Росрыболовстве и т. д.? Действительно ли там идет борьба с коррупцией или это просто показуха?

– Разоблачение свершилось, это факт, но еще непонятно, какие результаты последуют. Возможно, кто-то будет осужден, а возможно, и нет. Но в любом случае, это не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией, так как борьба с коррупцией – это предотвращение коррупционных деяний. А то, что мы видим, это просто результат уже произошедших хищений. Надо четко различать борьбу с коррупцией и работу с последствиями этой коррупции.

–  Как Вы считаете, коррупция в России – это некий злой умысел определенной группы лиц или такова природа нашей государственной системы?


– Я считаю, когда власть перестает выполнять возложенные на нее обществом обязанности, образуется вакуум. Вот этот вакуум и занимает коррупция, то есть она становится временным регулятором системы взаимоотношений власти и общества.

На сегодняшний день практические любые формы взаимодействия власти и общества связаны с коррупцией, всеобъемлющей и всепоглощающей, которая превратилась в образ жизни для большинства российских граждан, а для многих и в единственное средство для выживания.

Поэтому коррупцию нужно замещать. Ее можно убирать только в том случае, если люди будут понимать и реально получать то, что им и так положено по закону и без взяток. А сделать это по всей стране и во всех областях нормальным, цивилизованным, системным путем можно только через партийный институт. Либо революционный метод, который никому не нужен.

– Если возможно, поделитесь Вашим личным рецептом победы над коррупцией.


– Коррупция – это явление системное, поэтому и порождает его сама система. Поэтому, пока мы не поменяем систему взаимоотношений власти и общества, говорить о какой-либо борьбе с коррупцией совершенно бессмысленно. Ведь любое дело надо начинать с начала. Надо всем определиться и дать ответ на ключевой вопрос: «Чиновник – слуга Народа» или «Народ – слуга Чиновника»?

Мы можем завтра посадить всех чиновников, и те новые, что придут на смену, будут также воровать, ведь система останется той же. Мы также можем менять чиновников местами, но ничего не изменится. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Пока не изменится система, всё просто бессмысленно. А делается это очень просто – путем введения персональной ответственности чиновника перед обществом.

– Как Вы считаете, нужно ужесточить или смягчить наказания за коррупционные преступления?

– Я вообще считаю, что ужесточение наказания за коррупцию ведет к ее увеличению, это показала практика многих стран, это произошло и в нашей стране.

Но дело не в смягчении или ужесточении наказания. Нужно ответить самим себе на другой вопрос: «Мы чего хотим? Мы хотим, чтобы у нас не было коррупции, или мы хотим с ней вечно бороться и писать красивые отчеты о проведенных мероприятиях?»

Как пример, борьба с убийцами: во всех странах их сажают или даже расстреливают, но число убийц растет и не уменьшается. И что мы хотим – чтобы у нас не было убийств или иметь право убийц сажать в тюрьму?

Люди организуются в кланы, где нанимают отдельных киллеров, которые выполняют эту грязную работу. И ужесточения наказаний ни к чему не приводят, лишь к большей конспирации и большему числу посредников. Так вот с коррупцией то же самое: вырастает группа посредников.

То есть уровень ужесточения наказаний или заработная плата никогда не вели к росту снижения коррупции ни в одной из стран. Это комплекс мер, но начинается все со смены системы власти и общества, чиновник становится слугой народа, а не наоборот.

– Сравнивали ли Вы российскую коррупцию с коррупцией в других странах? В чем специфика коррупции в России?

– В России нет специфики коррупции, в России есть специфика взаимоотношения власти и общества. За границей должностное лицо ответственно относится к своей работе и выполняет свои обещания, данные избирателям, а у нас карьера должностного лица НИКАК не зависит от общества или общественных объединений, поэтому ему делать что-то для общества и нет никакой практической выгоды или необходимости. Вот и вся «специфика». Спецификой является система взаимоотношений, а коррупция является лишь следствием этой системы, её порождением.

– Благодарю Вас за беседу.

Фото из личного архива Андрея Хорошилова

Источник: Коррупция.NET
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние статьи Архив статей
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране