Публикации
07.12.2012

Как сделать госторги менее прозрачными?

© fotoimedia / Денис Гришкин
Слон.ру публикует вторую часть статьи про семинар для волонтеров.

Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества «Безопасное Отечество» провела семинар «За честные госзакупки: как найти нарушение, подать жалобу, выиграть дело». Перед собравшимися выступили председатель координационного совета «Безопасного Отечества» Виталий Зарудин и ведущий эксперт Отдела регулирования государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Дыкин. Slon публикует материалы семинара с небольшими сокращениями и в двух частях: теория и практика. Сегодня очередь практики.

Виталий Зарудин: Какие ухищрения используют заказчики, в частности, госзаказчики, чтобы сделать торги менее прозрачными? Это:

Использование латинских букв в названии торгов. В ключевых словах, в названии торгов русские буквы меняются на похожие латинские (например, «о», «а» и так далее). Соответственно, потенциальные участники не могут в поисковике на официальном сайте госзакупок найти эти торги. Получается, что знают об аукционе только те, с кем заказчик имеет определенного рода взаимоотношения. Это является прямым нарушением антимонопольного законодательства, так как широкий круг участников не может видеть эти торги и принять в них участие. Выявляется это просто: надо скопировать название процедуры закупки с сайта в любой текстовый редактор. Написанное вроде бы без ошибок программа проверки орфографии подчеркивает красной линией. Это самый простой способ проверки, но он и самый кропотливый. Многие госзаказчики, когда дело доходит до рассмотрения этого вопроса, заявляют, что это случайность, мы, мол, опечатались. Но любой специалист в области госзакупок скажет, что вероятность ошибки здесь практически равно нулю.

Программное ограничение доступа к документации. Очередная уловка госзакупщиков – размещение на официальном сайте документации в формате отсканированных документов PDF,TIF. Такой формат не позволяет потенциальным участникам осуществлять поиск информации по этой закупке без технологических ухищрений и в свободном доступе подготовить заявку на участие в торгах. В принципе, есть программы, которые позволяют конвертировать из этих фотоформатов в текстовые форматы, но для этого требуется приложить определенные усилия. В чем здесь нарушение? В законе говорится о том, что документация должна быть свободна и доступна для ознакомления с возможностью копирования. Часто информация бывает защищена от копирования паролем. Понятно, что документация в таких форматах находится не в свободном доступе. Если в ФАС поступает такая жалоба, то служба предписывает заказчику внести изменения в документацию.

Проведение торгов на участие в долевом строительстве жилья. На первый взгляд, ничего необычного тут нет: ну торги и торги. В чем здесь нарушение? Тут вопрос в том, что такое, по своей сути, долевое строительство. Есть закон об участии в долевом строительстве, который говорит следующее: застройщик привлекает денежные средства для постройки жилья. Закон, по сути, обращен к застройщику. Если на участие в долевом строительстве госзаказчик объявляет торги, то такой заказ не может находиться в правовом поле этого законодательства о долевом строительстве, потому что, по сути, это является инвестированием. Заказчик покупает жилье, он инвестирует в него свои (а в данном случае, государственные) деньги. Жилье предусматривается для очередников, цель вроде бы благая. Однако по своей правовой природе участие в долевом строительстве – это инвестиционная деятельность. Это не попадает в правовое поле ФЗ №94 о размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг. Инвестирование не является ни поставкой товаров, ни выполнением работ или услуг. Когда мы случайно обратили внимание на такие торги, их оказалось достаточно много. Например, в Ленинградской области мы выявили нарушения такого рода на общую сумму 230 млн рублей. Тогда в один день антимонопольной службой по нашему обращению были отменены 63 таких аукциона. Проблема здесь еще и в том, что госзаказчик при проведении таких аукционов предусмотрел предоплату, при этом не требуя никакого обеспечения этих денег. 

За примером далеко ходить не надо, буквально на днях в Москве рассматривали ряд жалоб: проводились аукционы на право заключения государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Заказчик – МВД России. Приобретались квартиры для очередников внутренних войск. Цена каждого аукциона порядка 1 млрд 688 млн рублей. Таких заказов было три или четыре. А теперь представьте: оплата по госконтаркту осуществляется до (!) момента подписания акта приема – передачи жилых помещений в размере не менее 95% (!!) от суммы заказа. Понятное дело, что если акт не подписан, никакой передачи собственности не произошло, а миллиарды бюджетных рублей уже утекли в неизвестном направлении.

Технические требования, сделанные под ограниченный круг участников (как правило, под одного). Уловка здесь в том, что заказчик прописывает техническое задание с очень четкими показателями. По закону параметры эквивалентности должны быть с предусмотренными диапазонами характеристик. Допустим, мы покупаем компьютер Dell и описываем его параметры. Нельзя писать конкретные показатели именно этого компьютера. Параметры должны быть указаны с допустимыми диапазонами не более и не менее каких-то величин. Если покупаем мебель (кроме встраиваемой), нельзя писать точные, до миллиметра, показатели размера, нельзя указывать вес «не более/не менее 50 кг». Если установлены слишком четкие параметры, то это, скорее всего, уже ограничение конкуренции.

Неправильный выбор способа размещения заказа. В том случае, если, скажем, вместо открытого аукциона в электронной форме заказчик выбирает иную форму проведения закупок – конкурс. Сегодня аукцион – самая конкурентная процедура государственных закупок, но и самая неудобная для нечестных на руку чиновников. Потому что единственным критерием выбора победителя аукциона является цена, а информация об участниках закрыта для заказчика. Правительство своим распоряжением 236-р установило закрытый перечень продукции, работ и услуг, которые можно покупать исключительно на электронном аукционе. В то же время конкурс, в отличие от аукциона, позволяет выбирать победителя по нескольким критериям: кроме цены, это может быть и качество продукции, и квалификация исполнителя, и сроки исполнения заказа. И самое главное, заказчику с самого начала конкурса доступна информация обо всех участниках. Кроме того, если в аукционе заявки подаются в электронной форме – и не к заказчику, а на торговую площадку, то по конкурсу документы подаются в печатном виде и непосредственно заказчику. Известны случаи, когда из заявок участников конкурса чиновники вырывали листы или мухлевали с критериями оценки, лишь бы добиться победы нужного поставщика. Поэтому важно не допускать проведения запрещенных конкурсов. Для проверки всегда сверяйте предмет конкурса с распоряжением 236-р. Например, в ноябре нами выявлено порядка 50 незаконных конкурсов.

Незаконное требование к участникам торгов. Подразумевается ситуация, когда помимо предусмотренной законом лицензии или СРО в строительстве заказчик требует предъявить всевозможные сертификаты, аттестаты или требует предоставить сведения об учредителях, адрес и номер налоговой инспекции, в которой зарегистрирован участник, сведения о доходах за последние три года и прочее. Закон запрещает требовать такие документы и сведения. Также бывает, что заказчики незаконно требуют наличие у участников торгов всевозможного оборудования или персонала. Например, по конкурсу на оказание охранных услуг один московский заказчик потребовал, чтобы все охранники участника были отставными офицерами ФСБ или МВД. И таких случаев достаточно много в нашей практике. Здесь нужно четко руководствоваться нормами статей 22 и 34 ФЗ №94.

Отсутствие обоснования стартовой стоимости закупки, приводящее к нарушению стартовой цены. Сегодня ФЗ №94 предусматривает статью 19.1, согласно которой заказчики обязаны включать в документацию о закупке обоснование стартовой стоимости закупки (лота). Большинство заказчиков соблюдают это требование, но встречаются и случаи нарушения, так что стоит всегда это проверять. Кроме обоснования самым важным является, конечно, сама стоимость закупки. И такую стоимость мы можем проверить, если закупаются распространенные товары или бытовые услуги. Если закупаются специализированные вещи, с этим сложнее. Но тут стоит проверить, была ли у данного заказчика аналогичная закупка за последний год и по какой цене. Так, например, мы выявили закупку по двойной цене «чудо-печки» подведомственным «Росатому» институтом Духова. В любом случае, если вы видите, что цена закупки завышена на порядок, – обращайтесь для проверки информации в ФАС, в прокуратуру, а лучше к нам в «Безопасное Отечество». 

Источник: Слон.ру
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние публикации Архив публикаций
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
17.01.2017
Лавров раскрыл детали о попытке США завербовать дипломата из России
Американские спецслужбы в апреле прошлого года пытались завербовать советника-посланника посольства России в Вашингтоне.