Публикации
22.03.2013

Эксперты оценили, как изменяется количество торгов, заточенных под конкретного подрядчика

Эксперты оценили, как изменяется количество торгов, заточенных под конкретного подрядчика
Виталий Зарудин рассказал «Московским торгам» об ограничении конкуренции в тендерах.

По данным общественной организации «Безопасное Отечество», 90% нарушений в системе госзаказа  связаны  с ограничением конкуренции.  Только за прошлый год  волонтеры этой организации  выявили несколько сотен таких торгов на сумму, исчисляемую десятками миллиардов бюджетных рублей. Подобную  «динамику» наблюдают и другие общественные организации.

Свои и чужие


Что такое недобросовестная конкуренция в государственных закупках¸ наверное, никому из наших читателей объяснять не надо. Это создание заказчиком преимуществ «своему» подрядчику или поставщику по бескорыстной дружбе, или на основе обмена услугами, или за хрустящие купюры (правда, сейчас наличными берут только самые отсталые граждане; продвинутый заказчик давно предпочитает сторонний банковский счет).

Специалисты выделяют несколько основных приемов, посредством которых из игры выводятся «чужие» подрядчики. Во-первых, это необоснованно короткие сроки, отводимые на выполнение работ. Наш журнал как-то рассказывал о торгах, на которых один из участников согласился провести оценку активов крупной нефтяной компании за один день – и одержал победу. Все остальные соискатели подряда не решились с ним конкурировать. Правда, рекордистом и его контрагентами впоследствии заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба.

Другой распространенный прием – искусственное усложнение технического задания, включение в него большого количества малозначительных подробностей, сбивающих «чужих» участников размещения заказа с толку. Иногда техзадание составляется таким образом, что его может выполнить один-единственный подрядчик, тот самый, «свой».

Довольно часто в условиях заказа встречаются ограничения на размещение субподрядов –  когда по контракту требуется выполнить довольно значительный объем разнопрофильных работ силами одной организации. Это также сокращает до минимума круг возможных участников торгов.

Еще один фильтр для «чужих» поставщиков – преднамеренная замена нескольких букв в названии аукциона с кириллицы на латиницу.  При таком «разночтении» найти заказы по ключевым словам «стороннему» поставщику  весьма затруднительно.

Перечисленные выше приемы недобросовестной конкуренции, как правило, встречаются  в комбинированном, совмещенном виде и конечно же не исчерпывают всех форм и методов «затачивания» торгов под нужную компанию.

Мы попросили некоторых специалистов, работающих в сфере закупок, ответить на вопрос: «Как, по-вашему, изменилось за последнее время количество торгов, «заточенных» заказчиком под  конкретного подрядчика?»

Вот что из этого получилось.

Веники из Северо-Восточной Африки


Зарудин-1-копия-202x300.jpg

Виталий Зарудин, руководитель общественной организации «Безопасное Отечество»:

-Практически 90% нарушений, которые мы находим в рамках проекта «Общественный контроль», связаны как раз с ограничением конкуренции и «затачиванием» торгов под конкретного подрядчика, поставщика. Только за прошлый год наши волонтеры выявили несколько сотен таких торгов на сумму, исчисляемую десятками миллиардов бюджетных рублей. Но и новый год не является исключением. Уже за январь мы выявили и обжаловали 48 торгов на сумму около 30,0 млрд руб. Из последних примеров приведу торги на строительство в Москве института детской эндокринологии стоимостью более 3,5 млрд руб., в ТЗ которых строительные работы были совмещены с поставкой различного медицинского оборудования, медицинской мебели и инструментария конкретных марок. В конце 2012 года мы выявили аукцион на строительство бассейна в Российском государственном социальном университете. В нем был целый веер нарушений: заказчик заранее договорился с подрядчиком, который уже начал вести работы по строительству до старта торгов; документацию разместили в PDF с защитой паролем и т. д. Другой московский заказчик пытался провести торги, в которых заказывал инвентарь для уборки территории. В числе прочего требовались веники исключительно из Северо-Восточной Африки, а также щетка, «заменяющая 120 березовых метел с дизайном для взыскательного вкуса».

И это лишь несколько примеров из нашей практики. Их число,  к сожалению, только растет.


Купил билет и не поехал


Абдрашитов-217x300.jpg

Олег Абдрашитов, директор информационно-аналитического портала  «Ist-budget»:

- То, что количество подобных торгов увеличилось, – однозначно. Покажу это на примере электронных аукционов, той их части, где все особенно очевидно. Мы с помощью специальной компьютерной программы выбрали все торги, на которых основанием для заключения контракта является п.10 ч. 2 ст. 55 ФЗ-94, то есть когда в торгах по факту принимал участие только один участник. А другие почему-то лишь наблюдали за торгами, хотя потратили много времени и сил на подготовку документов и даже внесли залог. Это серьезный повод назвать такие торги «аукцион с подозрением на наличие признаков картельного сговора». Если говорить проще, то  бизнес по определению всегда рационален, и замораживание многих миллионов в обеспечение заявки и последующий отказ от шагов на понижение выглядят по меньшей мере глупо. Это все равно что купить билет на поезд и не поехать. Напрашивается вывод:  аукцион имеет признаки картельного сговора. Но что еще очень важно: нигде нет открытой информации о тех компаниях, которые подают заявки, вносят залог, а потом, судя по всему, берут отступные и не входят в игру. Именно поэтому хорошо бы законодательно публиковать всех участников торгов в протоколе. По каждому такому факту компании, не делающие шагов на понижение, должны давать подробное объяснение в ФАС и правоохранительные органы  о причинах такого поведения на торгах. Причем давать без дополнительного запроса от органов. В случаях если компания неоднократно замечается в такого рода поведении, необходимо предусмотреть серьезные штрафы в размере не менее 2% от начальной цены контракта.

Кстати, на упоминавшемся уже сайте «Роскартель» представлен «верхний» список, своеобразный топ заказчиков, проводивших такие аукционы. Есть на нашем сайте и специальные фильтры, позволяющие отловить такую информацию. Поэтому давайте прямо сейчас посмотрим (это, кстати, может в любое время сделать любой человек), сколько было таких аукционов в тот или иной период.

Я указываю в фильтрах  период с 1 августа по 30 декабря 2011 года и такой же за 2012 год. За перио 2011 года было 11 637 аукционов, за период 2012 года –  14 753 аукциона, что на 21% больше. Если взять в целом за год, то будет следующее: за 2011 год –  16 157 аукционов, за 2012 год –  18 605, что на 13% больше. Таким образом, как видим, свою роль играет еще и сезонный фактор.

Вывод один: коррупция питается нашей жадностью, она –  движущая сила устойчивых альянсов заказчиков и поставщиков, и единственный путь  их разрушения – это увеличение конкуренции. Но вот как ее увеличить? Как побороть такие альянсы? Ответы есть, но пока основная масса участников имеет выгоду от такой ситуации и готова обходить правила ради увеличения прибыли, добиться перемен очень сложно.

Политически грамотная коррупция

Шишкин_2-231x300.jpg

Максим Шишкин, председатель Союза поставщиков госзаказа:

- На мой взгляд, динамика изменения количества нечестных, коррупционных торгов в последние год-полтора была тесно связана с ситуацией вокруг выборов президента и курса страны как такового. Если взять ситуацию на конец 2011 года, то я бы сказал, что количество «заточенных» под кого-то торгов находилось на уровне 70-75%.  А примерно четверть торгов оставались честными, на них побеждали действительно добросовестные поставщики. Перед самыми выборами президента, в феврале 2012 года, произошло некоторое улучшение ситуации. Видимо, в страхе или в каком-то ожидании наиболее отъявленные любители «попилить» бюджет немножко призадумались. Такие люди обязательно смотрят на общую ситуацию в стране. Если есть какие-то опасные для них тенденции – допустим, могут произойти серьезные изменения в верхних эшелонах власти и воров начнут сажать, – они могут и отказаться от своих казнокрадских намерений. Но опасения не подтвердились, и после выборов произошел резкий всплеск всех этих безобразий. Такое чувство, что заказчики вздохнули с облегчением, они поняли, что ничего не изменится. Все начальники остались на свих местах либо произошла простая перемена мест слагаемых, от которой не изменилась сумма, – и мы увидели резкое увеличение вот таких тендеров.

Причем они стали более циничными. Вот уже целый год разыгрывается одна и та же карта, связанная с запутыванием технического задания. Полтора года назад такое было бы невозможно. Любой контролер сказал бы: «Вы что тут делаете? Да, закон это не регламентирует, но должна быть логика». А после выборов стали открыто запутывать технические задания до такой степени, что простой человек не может его распутать. А вот эти разовые случаи, о которых говорят в прессе (кто-то в Ульяновской области сел за крупные махинации с медицинским оборудованием),  никак не влияют на общую ситуацию.


Livejournal
Комментарии пользователей
Последние публикации Архив публикаций
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
30.11.2021
Медведев предложил ужесточить госконтроль в сфере миграции
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предложил разработать дополнительные меры в сфере миграционной политики, которые помогут укрепить общественную безопасность в стране