Новости
18.06.2019

Что не так со сферой закупок?

Что не так со сферой закупок?
В последнее время при обнародовании итогов проверок за первый и поступлении данных за второй квартал года аудиторы в регионах и на федеральном уровне сообщают о все большем числе нарушений в системе закупок - увы, каждое нарушение из-за специфики самой сферы имеет денежный эквивалент и исчисляется десятками миллионов, которые по стране суммируются в просто астрономические цифры. Если же говорить о совокупности нарушений за годы, то становится просто страшно. Так, в Счетной палате проанализировали работу системы государственных и корпоративных закупок с 2015 г., установив, что она функционирует с низкой эффективностью, притом на всех уровнях. Претензии возникли почти по каждому параметру. К тому, например, что в более половине случаев в государственных и муниципальных закупках - единственный поставщик. Около 94% всех корпоративных закупок проходит так или иначе неконкурентными способами. Главная цель системы закупок, по замыслу, духу и букве закона, это экономия бюджетных средств, но этого нет, поскольку только в 2018 г. относительная экономия по 44-ФЗ составила по России только 5,5%, а по 223-ФЗ - всего 4,4%...

Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, представляя доклад, также заявил, что закон о госзакупках излишне зарегулирован, но при этом законодательство в сфере закупок только усложняется, что приводит к росту издержек - обратному результату по отношению к цели всей системы, и тратится и заказчик, и участник закупок, конкуренция падает. Государство же все эти годы, только наращивало суммы, уплаченные по госконтрактам.

По 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» ситуация и того хуже - аудиторы считают его весьма коррупциогенным, ведь там нет норм, нацеленных на повышение эффективности закупок и минимизацию коррупции, например, при закупке у единственного поставщика не прописан предельный срок оплаты товаров, работ, услуг. Не так давно в закон внесли еще и поправки, позволяющие заказчикам не размещать в единой информационной системе (ЕИС) информацию о закупках определенного вида услуг, что привело к пугающему итогу - практически ничего не известно о закупках на сумму 7,5 трлн рублей за последние 3 года! Кроме того, ЕИС сложно проверить на недостоверность данных.

Последние нарушения за 2018 г., о которых сообщили буквально на днях (в докладе от 13 июня), только подтверждают выводы Счетной палаты. Всего в сфере государственных и корпоративных закупок в России за минувший год нарушений выявлено было на общую сумму 293,7 млрд рублей. Проверялись, в частности, закупки 5,5 тыс. организаций, в том числе в сферах здравоохранения и образования. Число нарушений там только растет, и показатели уже превысили аналогичные за 2017 год на 3,8% и в 2,8 раз!

Увы, практика аудита в Свердловской области, если брать ее как пример, тоже наглядно демонстрирует все вышесказанное. Тем более что в июне областная Счетная палата как раз представила итоги проверки использования местными школами средств областного бюджета за 2018 год, в том числе и при совершении закупок. Проверялись 97 госучреждений образования с 498 тыс учеников, в том числе с ограниченными возможностями! На содержание этих школ (особенно, тех, куда поставлялось оборудование для реабилитации) в 2018 г. бюджет потратил более 3,8 млрд рублей, что только подкрепляло необходимость проверки законности и эффективности их использования.

ут в поле зрения неизменно попал и главный распорядитель средств - Министерство образования и молодежной политики Свердловской области во главе с Юрием Биктугановым, к которому регулярно возникают претензии от надзорных органов (то прокуратуры, то Роспотребнадзора).

Так, в итоге, помимо недостатков нормативно-правового регулирования, выявлены были факты неиспользования оборудования, приобретенного в рамках реализации пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов - то есть, грубо говоря, оборудование было закуплено, деньги были потрачены, но оно почему-то простаивало! Главное же то, что выявлены были нарушения законодательства о бухучете и в сфере закупок, чего и следовало опасаться.

Например, при аудите были установлены факты превышения авансовых платежей (!) по контрактам, что стало прямым нарушением постановления Правительства Свердловской области «О мерах по обеспечению исполнения областного бюджета». Также отмечены были случаи неэффективного использования бюджетных средств и недостатки при формировании государственного задания при заключении контрактов.

Пока что свердловское Минобразования и еще 5 проверяемых школ схлопотали представления, а МУГИСО - информационное письмо об итогах проверки. Также о нарушениях сообщено и в... Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, и в областное Заксобрание. Вот только поможет ли это исправить столь удручающее положение в сфере закупок и вернуть неэффективно растраченные средства?


Юрий ЗАХАРЬИН

© 2019, "ВЕДОМОСТИ Урал"
Livejournal
Комментарии пользователей
Последние новости Новости
Присоединиться
15.12.2017
За три года коррупционеры в России «ЗАРАБОТАЛИ» 148 миллиардов рублей.
Тщательный кадровый отбор является действенным способом снижения коррумпированности в государственных органах власти. Те, кто занимается поиском кандидатов, должны брать людей в соответствии с их навыками, а не по «знакомству». Также нужно проверять будущих сотрудников на склонность к противоправным действиям
— Дмитрий Жирков
События организации
17.01.2017
Лавров раскрыл детали о попытке США завербовать дипломата из России
Американские спецслужбы в апреле прошлого года пытались завербовать советника-посланника посольства России в Вашингтоне.